Персональный сайт учителя русского языка и литературы Кашаевой Галины
Каталог статей
Главная » Статьи » Выступления

Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля

Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролиро­вать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм - са­моконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответст­вии с правилами поведения. Задача современного школьного образова­ния состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя,  принимать решения,  определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Сле­довательно, школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека - самоконтроль. Существуют две формы самоконтроля.

1) внешняя (осознаваемая) произвольная;

2)внутренняя (автоматическая) непроизвольная.

В условиях школы полное формирование внутреннего непроизволь­ного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно форми­рование только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуще­ствляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти зна­ние, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит корректи­вы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, однако самоконтроль меняет свою форму с непроизвольной на произвольную по, еле совершения ошибочного действия,, то есть механизм самоконтроля не доведен до совершенства. Если учащийся совершает ошибочны? действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне - от учителя или учащихся. Конечно, механизм caмоконтроля до определенной степени может формироваться стихийно. Однако стихийное становление этой способности человека требует от него больших затрат и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс управляемым и целенаправленным. Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап  Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

 Для этого учитель должен:

-          показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения; что только проявление приемлемого уровня обученности учащегося по пройденному материалу допускает переход к последующему этапу обучения, и только при этом условии можно рассчитывать эффективность обучения, без чего целесообразность процесса обучения и затраты на него выглядят сомнительными;

-          ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

-          сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;

-          выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;

-          просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку;

-          просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;

-          научить учащихся пользоваться различными видами проверки.

2-й этап   Ученик должен научиться  наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.


Для этого учителю следует практиковать взаимопроверку обучающих самостоятельных упражнений, домашних работ. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу.

После того, как взаимопроверка окончена, на доске следует записать верные ответы и ре­шения трудных задач, а ученикам еще раз верить свои ответы и решения. При взаимо­проверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и пра­вильно понята тема, может ли ученик само­стоятельно найти решение той или иной за­дачи, может ли проанализировать чужую работу. Необходимо практиковать решение у доски одной и той же задачи не­сколькими учениками. Остальные учащиеся в это время наблюдают за работой своих товарищей. После окончания работы у доски написанное обсуждается всем классом, каждое решение оценивается, его выбор обосновывается. Необ­ходимо:

-         предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображе­ния относительно полученного результата, идеи и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения;

-         приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стиму­лировать постановку вопросов учителю;

-         демонстрировать учащимся типичные ошибки. Такую демонстрацию можно провести в явном виде, но можно предложить учащимся рас­сказ с сознательным нарушением логических связей, которое уче­ники должны обнаружить.

Взаимопроверка служит хо­рошей школой воспитания са­моконтроля - ведь обнару­жить ошибки в работе това­рища гораздо легче, чем в соб­ственной, а полученные навы­ки контроля ученик переносит на свою деятельность (само­контроль).

3-й этап    Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обу­чения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учи­телем

Самоанализ и самооценка предполагают оп­ределение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою дея­тельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и воз­можности для перестройки и улучшения своей  учебной  деятельности. Самокоррекция является необходимым этапом учебной деятельности ученика для успешного продолжения образования. Учащийся, осу­ществляя самокоррекцию, регулируя производимые им действия, создает внутренний образец, эталон знания, действия, который в случае необходимости мгновенно извлекает из памяти для сличения с внешней деятельностью. Для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию своей деятельности учитель должен:

-                     приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения материала путем составления плана прочитанно­го и пересказа главных мыслей, отвечать на контрольные вопросы учебника, составлять дополнительные контрольные вопросы к текс­ту, уметь находить ответы на вопросы в учебнике, сопоставлять но­вую информацию с ранее изученной;

-                     вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные ре­зультаты, проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого учебного предмета приемы;

-                     не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то оценку можно не снижать;

-                     не спешить с упреками, не обвинять учащегося в стремлении завы­сить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке. В таком случае надо вместе с учеником рассмотреть, почему он се­бе поставил эту, а не другую оценку, и помочь разобраться в нор­мах оценки, чтобы ученик мог правильно пользоваться ими в даль­нейшем; при обнаружении трудностей механического запоминания правил, формул, теорем, формулировок и т.д. рекомендовать уча­щимся делать карточки, предназначенные для активной тренировки и самоконтроля. На одной стороне карточки пишется вопрос, а на другой стороне - правильный ответ. При самоконтроле происходит сличение ответа с эталоном, учащиеся откладывают в сторону кар­точки, на вопросы которых дали верный ответ, фиксируют зону, где совершена ошибка, и продолжают работать с оставшимися карточ­ками. После 5-6 прокручиваний карточек почти не остается. Так можно готовиться к тестам, марафонам, диктантам и т.п.;

- приучать учащихся контроли­ровать свою деятельность по результату. С этой целью в классе вывешивается таблица всех письменных, зачетных ра­бот с указанием полученных результатов. Путей предупре­ждения и ликвидации пробелов предлагается несколько:

а) прийти на групповое заня­тие-консультацию по теме (указывает учитель);

б) прийти на консультацию с заранее подготовленными вопросами по теме;

в) взять у учителя дополнительное задание для отработки неус­тойчивого навыка;

г) использовать имеющиеся у учителя контрольные материалы для самопроверки (тесты, контрольные карточки с ответами и рекомендациями);

Неудовлетворительные оценки в журнал сразу не выставляются, уче­нику дается две недели на устране­ние обнаруженного пробела и прове­дение повторного контроля знаний. Ученик контролирует свои задол­женности и учится спрашивать се­бя: "Что мне надо сделать, чтобы повысить свой уровень?"

д) самостоятельно подкорректировать свои знания, используя кон­спекты,  учебник.  Учащийся  должен  самостоятельно  оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень. Таким образом, учащийся приучается исследовать свою деятельность и созда­вать мотивы для перестройки своей учебной деятельности, у ученика формируется стремление выполнить работу после того, как он понял и принял задачу, приучать учащихся постоянно спрашивать себя: «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Как это делали на уроке?», «Какие есть ре­комендации по этому вопросу?»;

- формировать у учащихся умение контролировать свою деятель­ность непосредственно в ходе занятия, выполнения упражнения. Для этого необходимо предлагать учащимся специальные задания, в которых надо найти допущенные ошибки и неточности; предла­гать задания разной сложности. Учащиеся должны оценить свои возможности, сознательно выбрать свой уровень и работать инди­видуально. Предварительно следует сообщить критерий оценки и требования к выполнению заданий. 

При формировании у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа учителю важно руководствоваться принципом посильности и доступности, вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятель­ности, затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспек­тов и направить контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности. Результаты самоконтроля по отдельным темам можно вно­сить в журнал. Это содействует формированию таких качеств, как точность, четкость, объективность.

Учителям не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения, совершенство­вания ученика и требует внимания со стороны учителя, как и любая другая учебная деятельность.

Категория: Выступления | Добавил: Gala (26.11.2009)
Просмотров: 19310 | Комментарии: 22 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 6
6 Tylerspoma  
0
The evacuations alla maniera di a day after the Kremlin vowed Russia's military would do "everything" it could to stop the shelling, which officials say has left over two dozen people dead. http://lindseydoll.loxblog.com/post/2/How%20To%20Find%20Out%20Everything%20There%20Is%20To%20Know%20About%20Hot%20Dates%20With%20Women%20In%20Eight%20Simple%20Steps.htm

The survey also found that OkCupid was used by around a fifth of users. Additional popular online dating sites can be found Durante the above selection of winners on our list. http://www.harddirectory.homedirectory.biz/ZF_253942.html

eharmony's advanced compatibility matching system uses a scientific approach to help you find the perfect Socio. Here's why we chose it: http://roof22.ru/user/WillianWashburn/

Certi proveniente da questi dettagli potrebbero dar man forte l’attenzione a suggerirti persone simili a te, tuttavia ovviamente devi preferire tu Dubbio aggiungerli ovvero a meno che. http://rasstrel.ru/bortovoy-zhurnal/amerikanskie-dengi.htm

A healthier mind. The level of happiness in a relationship can influence overall health, with positive social associations linked to delayed mental and physical decline, notes research Per Psychology and Aging http://chat.bomjtrek.site/christyakhur

On signing up for heybaby, you’ll be faced with a short questionnaire about whether you have or want kids and lifestyle questions about your work life and travel preferences. To give you a flavour of the range, the more trivial of the questions include, “Were you allowed to eat sweets as a kid? http://pirooztak.ir/?option=com_k2&view=itemlist&task=user&id=604843

Oltre agli hobby e alle passioni, il regola suggerirГ  il rapporto con utenti le quali si trovano nella stessa piazza, sfruttando la vostra geolocalizzazione. http://ifidir.com/XT_369353.html

Per theory, Zoosk is an option for literally anyone. It's known for having a large user caposaldo, which should http://classdirectory.homedirectory.biz/details.php?id=258157

It’s the Godfather of dating apps. Tinder, the photo-heavy app with 2 billion views Attraverso day, allows you to swipe right to potential partners, then message and arrange a date. The app is responsible for 1 million dates Attraverso week, according to the site. http://populardirectory.org/XK_259484.html

Questa verso ovvero ripartizione sull'scusa sociologia ГЁ ritenuta da vegliare. Motivo: Pur avendo utilizzato la favella inglese In offrire il iscrizione alla inflessione, Il contenuto ben differente presso quella della grido Con inglese. http://relevantdirectories.com/NH_230263.html

Precedentemente nato da essere contenuto nel vendita al minuto della rito su come funziona Facebook Dating, ritengo possa interessarti saperne proveniente da piГ№ Con per merito di a questo attivitГ  lanciato presso Mark Zuckerberg e soci. http://qart.travelpoint.ge/user/ChristoperHamilt/

Durante Chiacchiere povere, ora le persone possono stringere relazioni ed manifestare sГ© stesse ancora per mezzo di Storie accessibili solingo a coloro i quali sono iscritti a Dating. http://qart.travelpoint.ge/user/HongMccurdy1400/

That being said, it’s completely free, and you don’t need to download a new app so you’ve got nothing to lose by having a scout. https://www.familydir.com/EQ_424143.html

Feeld is where everyone on the app is on the same page about what they're seeking. It's an open-minded community that allows you to choose from more than 20 sexual and gender identities, pair your profile with your Collaboratore's, list your desires, and create group chats. So yeah, you can narrow down exactly what you're looking for.
Premium options like seeing who likes your profile without liking them first, as well as sending unlimited likes are only available with a subscription http://www.directoryanalytic.com/details.php?id=290850 La guida piu grande per dating

@eerwq

5 Sergfreep  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>предприятия по производству металлоконструкций россия</a>

4 lafkraft  
0
Тупо зачет!

3 Кузнецова Светлана  
0
Галина, стать которую Вы предлагаете для общего пользования, Вы написали не сами, поэтому честно было бы указать автора, а то плагиатом попахивает! Не солидно для учителя русского языка!
PS: Мы эту статью на ШМО математиков в 2008 году обсуждали.

2 AlcorceOrex  
0
[color=color_url - Здравствуйте уважаемые люди. Увидел наш лучший сат http://musa.ucoz.ru и понял что тут мне подскажут.
Попрошу всех желающих присоедениться.
Увидев эту категорию этот думаю правлильную, если не то прошу Модераторов перенести ее в категорию в более потходящий.
Я сильно смотреть фильмы. У кого хороший интернет могут себе позволить http://kinozal.in - фильмы 2011 бесплатные скачать[color=color_url - .
Или просто смотреть онлайн.
Ка на меня я болше люблю с женой смотреть http://kinozal.in/erotika - эротическии кино[color=color_url - . Вообщем кому что лучще. Но проблемма в том что у меня слабый интернет.

Так вот пожалуйста помогите мне найти саты где возможно смотреть кино или скачать даже с слабым инетом.
Сайти пожалуйста пишите в личку, на почту unsomimmusemm@gmail.com или icq 9448995

1 grintewinsags  
0
[url=http://silven.ru/khkhkh-onlajjn/]
смотреть русское бесплатное порно онлайн[/url]

Имя *:
Email *:
Код *:
Воскресенье, 19.05.2024, 16:37

Главная
Категории раздела
Выступления [5]
Поиск
Форма входа
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz