Человек наделен уникальной способностью
управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их.
Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека
формируется внутренний механизм - самоконтроль, который позволяет ему
действовать логично и в соответствии с правилами поведения. Задача
современного школьного образования состоит не только в том, чтобы обеспечить
полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребенка, но и в том,
чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение
самостоятельно оценивать себя, принимать
решения, определять содержание своей
деятельности и находить способы ее реализации. Следовательно, школа должна
развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека -
самоконтроль. Существуют две формы самоконтроля.
1) внешняя (осознаваемая) произвольная;
2)внутренняя (автоматическая) непроизвольная.
В условиях школы полное формирование внутреннего
непроизвольного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно формирование
только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуществляет учебные
действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в
той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм
самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно,
осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм
самоконтроля, однако самоконтроль меняет свою форму с непроизвольной на произвольную
по, еле совершения ошибочного действия,, то есть механизм самоконтроля не
доведен до совершенства. Если учащийся совершает ошибочны? действия, не может
вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм
самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне - от учителя или
учащихся. Конечно, механизм caмоконтроля
до определенной степени может формироваться стихийно. Однако стихийное
становление этой способности человека требует от
него
больших затрат и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс
управляемым и целенаправленным. Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:
1-й этап Ученик
должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
Для этого учитель должен:
-
показать учащимся, что любое обучение -
органическое единство двух процессов:
передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени
усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения; что только
проявление приемлемого уровня обученности учащегося по пройденному материалу
допускает переход к последующему
этапу обучения, и только при этом условии можно рассчитывать эффективность обучения, без чего целесообразность процесса обучения и затраты на него
выглядят сомнительными;
-
ознакомить учащихся с нормами и критериями
оценки знаний, умений и навыков;
-
сообщать учащимся, после каких доз учебного
материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля; -
выставляя ту или иную оценку, объяснять ее,
исходя из критериев оценки;
-
просить учащегося самостоятельно оценить свою
деятельность и объяснить полученную
им оценку;
-
просить учащегося оценить деятельность товарища,
опираясь на указанные учителем критерии;
-
научить учащихся пользоваться различными видами
проверки.
2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную
деятельность своих товарищей.
Для этого учителю следует практиковать
взаимопроверку обучающих самостоятельных упражнений, домашних работ. В процессе
взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу.
После того,
как взаимопроверка окончена, на доске следует записать верные ответы и решения
трудных задач, а ученикам еще раз верить свои ответы и решения. При взаимопроверке
учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том,
чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема, может ли ученик
самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли проанализировать
чужую работу. Необходимо практиковать решение
у доски одной и той же задачи несколькими учениками. Остальные учащиеся в это
время наблюдают за работой своих товарищей. После окончания работы у доски
написанное обсуждается всем классом, каждое решение оценивается, его выбор
обосновывается. Необходимо:
-
предлагать учащимся оценить ответ товарища,
задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои
соображения относительно полученного результата, идеи и хода решения, а также попытаться предложить другой
вариант ответа или решения;
-
приучать учащихся контролировать деятельность
учителя, стимулировать постановку вопросов учителю;
-
демонстрировать учащимся типичные ошибки. Такую
демонстрацию можно провести в явном виде, но можно предложить учащимся рассказ
с сознательным нарушением логических связей, которое ученики должны обнаружить.
Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания
самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в
собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность
(самоконтроль).
3-й этап Ученик должен научиться осуществлять
наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
От способности ученика к самоанализу и
самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной
деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем
Самоанализ и самооценка предполагают определение
отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность,
определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности
для перестройки и улучшения своей
учебной деятельности.
Самокоррекция является необходимым этапом учебной деятельности ученика для
успешного продолжения образования. Учащийся, осуществляя самокоррекцию,
регулируя производимые им действия, создает внутренний образец, эталон знания,
действия, который в случае необходимости мгновенно извлекает из памяти для сличения
с внешней деятельностью. Для формирования у учащихся навыка осуществлять
самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию своей деятельности учитель должен:
-
приучать учащихся при выполнении домашней работы
проверять степень усвоения материала путем составления плана прочитанного и
пересказа главных мыслей, отвечать на контрольные вопросы учебника, составлять
дополнительные контрольные вопросы к тексту, уметь находить ответы на вопросы
в учебнике, сопоставлять новую информацию с ранее изученной;
-
вырабатывать у учащихся привычку анализировать
полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий, используя
специфические для каждого учебного предмета приемы;
-
не торопиться с выставлением оценки, если ученик
дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою
ошибку. Если ошибка найдена, то оценку можно не снижать;
-
не спешить с упреками, не обвинять учащегося в
стремлении завысить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке.
В таком случае надо вместе с учеником рассмотреть, почему он себе поставил
эту, а не другую оценку, и помочь разобраться в нормах оценки, чтобы ученик
мог правильно пользоваться ими в дальнейшем; при обнаружении трудностей
механического запоминания правил, формул, теорем, формулировок и т.д.
рекомендовать учащимся делать карточки, предназначенные для активной
тренировки и самоконтроля. На одной стороне карточки пишется вопрос, а на
другой стороне - правильный ответ. При самоконтроле происходит сличение ответа
с эталоном, учащиеся откладывают в сторону карточки, на вопросы которых дали
верный ответ, фиксируют зону, где совершена ошибка, и продолжают работать с
оставшимися карточками. После 5-6 прокручиваний карточек почти не остается.
Так можно готовиться к тестам, марафонам, диктантам и т.п.;
- приучать учащихся контролировать свою
деятельность по результату. С этой целью в классе вывешивается таблица всех
письменных, зачетных работ с указанием полученных результатов. Путей предупреждения
и ликвидации пробелов предлагается несколько:
а) прийти на групповое занятие-консультацию
по теме (указывает учитель);
б) прийти на консультацию с
заранее подготовленными вопросами по теме;
в) взять у учителя дополнительное задание для
отработки неустойчивого навыка;
г) использовать имеющиеся у учителя контрольные
материалы для самопроверки (тесты, контрольные карточки с ответами и рекомендациями);
Неудовлетворительные оценки в журнал сразу не
выставляются, ученику дается две недели на устранение обнаруженного пробела и
проведение повторного контроля знаний. Ученик контролирует свои задолженности
и учится спрашивать себя: "Что мне надо сделать, чтобы повысить свой уровень?"
д) самостоятельно подкорректировать свои знания,
используя конспекты, учебник. Учащийся
должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в
котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что
же надо сделать, чтобы повысить свой уровень. Таким образом, учащийся
приучается исследовать свою деятельность и создавать мотивы для перестройки
своей учебной деятельности, у ученика формируется стремление выполнить работу
после того, как он понял и принял задачу, приучать учащихся постоянно
спрашивать себя: «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?»,
«Как это делали на уроке?», «Какие есть рекомендации по этому вопросу?»;
- формировать у учащихся умение контролировать
свою деятельность непосредственно в ходе занятия, выполнения упражнения. Для
этого необходимо предлагать учащимся специальные задания, в которых надо найти
допущенные ошибки и неточности; предлагать задания разной сложности. Учащиеся
должны оценить свои возможности, сознательно выбрать свой уровень и работать
индивидуально. Предварительно следует сообщить критерий оценки и требования к
выполнению заданий.
При формировании у учащихся навыков самоконтроля
и самоанализа учителю важно руководствоваться принципом посильности и
доступности, вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятельности,
затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспектов и направить
контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности.
Результаты самоконтроля по отдельным темам можно вносить в журнал. Это
содействует формированию таких качеств, как точность, четкость, объективность.
Учителям не следует забывать, что деятельность
учащихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения,
совершенствования ученика и требует внимания со стороны учителя, как и любая
другая учебная деятельность.
|