Персональный сайт учителя русского языка и литературы Кашаевой Галины
Каталог статей
Главная » Статьи » Выступления

Какой урок называется современным
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 39" городского округа Саранск Республики Мордовия выступление на педагогическом совете "Какой урок называется современным?" Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы Подготовила учитель русского языка и литературы Кашаева Галина Владимировна Саранск 2010 Каждый учитель старается сделать каждый свой урок интересным, незабываемым, продуктивным. Мы должны помнить, что ученики - не пустые сосуды, дожидающиеся пока их заполнят, они - активные элементы в сложной динамической ситуации, называемой уроком. В связи с этим возникает вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. В моей практике такие нетрадиционные уроки как уроки-исследования стали традиционными. Именно уроки такого типа, на мой взгляд, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения литературы как вида искусства. Как каждый современный урок, он состоит из определенных актов, без которых не обеспечивается полноценное развитие личности: ориентировочно-мотивационного (постижение учеником собственного "незнания") поисково-исследовательского (в процессе поиска деятельности учащихся подходят к постижению недостающего знания, формулированию необходимых выводов, их фиксированию в форме, удобной для запоминания и "наращивания " в дальнейшей работе) рефлексивно-оценочного (самостоятельное проектирование индивидуальной учебной задачи). Говоря об уроке, проведенном в рамках семинара "Какой урок называется современным?", отмечу, что это был 1 урок по рассказам Зощенко из 2-х отведенных, поэтому на данном уроке удалось осуществить 1 и 2 акт (ориентировочно мотивационный и поисково-исследовательский), частично практический, а вот по 4-му рефлексивно-оценочному предполагался 2-й урок. Я вам предложу фрагменты этого урока. Поскольку одним из средств активизации познавательного интереса является использование на уроке видео-, аудиоматериалов, то предлагаю посмотреть, как на 1-м и 2-м этапах мы работали с фрагментами художественного фильма по рассказам Зощенко. ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА ПО РАССКАЗАМ ЗОЩЕНКО " НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!"(10 мин.) Тема очень интересная, одного урока мало. И вот 3-й акт - по рассказу "Аристократка". 4-й – домашнее задание: создание стилизации ("в стиле Зощенко"). В конце урока был задан вопрос: Узнаете ли Зощенко? Целесообразно использование видеозаписи и на уроках русского языка. Для создания благоприятного эмоционального настроя учащихся предлагается выразительное чтение стихотворения в прозе "Как хороши…", т.к. не удалось добыть кассету с чтением профессионала, пришлось прибегнуть к любительской видеосъемке. Итак, современный урок - это: 1) сокращение монолога учителя, увеличение времени на самостоятельную работу учеников, 2) самостоятельная деятельность по постановке задач, формировке выводов, ведению диалога, 3) урок проблемного изложения знаний, когда учитель идет не с готовым знанием, а с вопросом. И такой проблемный вопрос был задан перед просмотром фрагмента фильма по рассказам Зощенко. Поскольку мы обращались к такому виду искусства, как кино, следует отметить, что кино - молодой вид искусства. Как техническое изобретение оно вошло в жизнь человечества всего сто лет назад и за это время успело превратиться в самое массовое из искусств, став в сознании людей в один ряд с литературой, театром, музыкой, живописью, а в чем-то и потеснив их. Это естественно: кинематограф рождался в недрах искусств, существующих тысячелетия, и активно обогащался их опытом. Что роднит кино с литературой? Прежде всего - изображение жизни во времени и пространстве. И при чтении книги, и при восприятии фильма перед нами возникают зрительно-словесные образы, движется цепь событий. Зрительные образы при чтении рождаются силою нашего воображения, экранные образы мы видим непосредственно. Существует афоризм: "Кино - это видимая литература". И я уверена, что на уроке литературы не обойтись без видозаписей. Главное средство и развития действия, и создания характера - диалог. Так как на уроке мы исследовали речевые способы создания образов, то я обратилась к ученикам с заданием: "Понаблюдайте за речью героев и ответьте на вопрос: удалось ли режиссеру понять автора рассказов?". Учитель традиционной школы - это водопад, рядом с которым идут бесконечные тропические ливни, сокрушительный град и наводнения. Педагог, работающий в инновационном режиме - это подземный родник, присутствие которого угадывается по прекрасной зелени вокруг. Хорошо бы помнить: "Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!" Используемая литература 1. Амонашвили Ш.А. В добрый путь, ребята! //Ш.А.Амонашвили. Единство цели . – М.: Просвещение, 1987. 2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М.: Просвещение, 1991. 3. Гин А.А. Зоопарк творческих задач // Школьные технологии. – 2000. - № 5. - // Сельская школа. – 2001. - № 1.
Категория: Выступления | Добавил: Gala (07.04.2010)
Просмотров: 2888 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Воскресенье, 19.05.2024, 15:45

Главная
Категории раздела
Выступления [5]
Поиск
Форма входа
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz