Персональный сайт учителя русского языка и литературы Кашаевой Галины
Каталог статей
Главная » Статьи » Выступления

Общению надо учиться
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ "Средняя школа № 39" городского округа Саранск Кашаевой Галины Владимировны Общению нужно учиться (Комментарий к внеклассному мероприятию) Учитель, родители, ставящий целью воспитание у детей доброго сердца, сам должен быть устремлен к человеку, дорожить им, чувствовать и понимать душевное состояние другого. "Любовь воспитателя к воспитанникам - не готовое чувство, с которым он пришел на ниву педагогического труда. Это неусыпная, тяжелая, захватывающая работа". Это путь развития собственной личности, а не просто приобретение "технологических умений". Выдающиеся воспитатели прошлого - И.Г.Песталоцци, Я.Корчак, А.С.Макаренко и др., лучшие учителя современной школы в своих работах утверждают, что важнейшей предпосылкой успеха воспитательной работы является культура речевого общения, отточенное искусство человеческих контактов самого педагога. Речевое общение имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать каждый раз заново, как не изобретают алфавит или таблицу умножения. Но это требует постоянной работы души человека. И если природа не наделила ребенка даром общения, то воспитателю придется набраться терпения и помочь ему овладеть доступными его возрасту знаниями о речевом общении, речевом этикете, умением ими пользоваться в своем речевом поведении. Культура речевого поведения поможет рассматриваться с этической, речевой и этикоречевой позиций. Совокупность правил поведения, касающихся отношений к людям (обхождение с окружающими, формы обращения, поведения в общественных местах, манеры) называются речевым этикетом. Для овладения его приемами учащиеся должны узнать соответствующие требования, рекомендации и запреты. Естественно, самое первое требование - проявлять к окружающим, в частности к собеседнику, внимание, уважение, заботиться об экономии чужого времени. Рассказывая о каком-то человеке, мы называем его. Называем по имени, имени-отчеству или фамилии. Привычка запоминать и правильно называть имена своих друзей и знакомых - один из секретов доброжелательных отношений. Однако большинство людей не запоминают имена по той простой причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, запечатлеть их в своей памяти. При этом они ссылаются на забывчивость. Дети должны усвоить: один из самых простых и доходчивых способов завоевать расположение окружающих - запомнить их имена. Как этого достичь? Услышав чье-то имя, надо произнести его про себя. Затем в разговоре несколько раз употребить его, обращаясь к собеседнику. Дома записать имя, вызывая ассоциации с чертами лица, характером человека. Нужно добиваться не только слухового, но и зрительного восприятия данного имени. Все это требует времени и усилий, но "хорошие манеры слагаются из мелких жертв". Наше речевое поведение всегда обусловлено ситуацией общения (где, с кем, зачем говоришь) и ролью, которую мы выполняем в данный момент. С понятием роли мы встречаемся, например, в произведениях В.Шекспира. Вспомним его комедию "Как вам это понравится". Великий драматург делит жизненный путь человека на семь периодов: младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость и дряхлость. Каждому из них предписана своя роль. Среди отличительных черт такой речи - поведенческие стереотипы, в том числе черты речевого поведения: младенец плачет, юноша воспевает любовь, молодой человек азартно спорит, в зрелости он "шаблонных правил и сентенций кладезь", его суждения критичны, он - судья. В глубокой старости "мужественный голос сменяется опять дискантом детским", а затем человек впадает в полузабытье. В применении к реальной жизни, в отличие от театральной, слово "роль" лишь метафора. Подразумевается, что существует характерный репертуар речевых действий, которые человек выполняет в определенных ситуациях общения. Обратите внимание, как часто каждый из нас играет разные роли. -Скажите, пожалуйста, как пройти на Садовое кольцо? Пассажира (в трамвае, автобусе, вагоне поезда и др.): - Прокомпостируйте пожалуйста, билет. Спасибо! - Разрешите, я пройду к выходу. - Вы не выходите? Позвольте я обойду вас…Зрителя (в театре, цирке)? - - Простите, у вас нет лишнего билета?- Будьте любезны, снимите шляпу, мне не видно. Покупателя (в магазине, на почте): - Простите, пожалуйста, можно купить у вас цветы (марки)? В разных ролях мы пользуемся одинаковыми со многими людьми готовыми заготовками - стереотипами. Они как бы составляют сценарий роли, заставляя нас, разных по возрасту и образованию, действовать, одинаково, чтобы быть понятыми. А попробуй нарушить сценарий - это вызовет затруднение в общении. Речевое общение является одним из основных средств воспитания и развития школьников, становясь в деятельности учителя педагогическим общением. Оно осуществляется в профессионально значимых формах взаимодействия с учащимися. Общение воспитателя и школьника обусловлено их социальными ролями: учитель воспитывает, учит, развивает, ученик учится, воспитывается и т.п. Одной из форм их взаимодействия управления является беседа. Она является средством согласования действий, распределения ролей, обмена информацией и т.д. Что может объединить собеседников во время беседы? Один из ведущих телепередачи "В мире животных" Н.Н.Дроздов рассказывал: "Как правило, а сам общаешься с ним, чтобы оно к тебе привыкло. Гиена. например, которую я показывал телезрителям, потребовала двухнедельного "общения". Я каждый день ездил к ней в зоопарк. Сначала стоял около клетки, потом в самой клетке. В первые дни я садился на пол, сидел тихо в углу. Возникло "общение на одной уровне", на одной высоте. Животное постепенно перестало бояться. Подойдет, даст почесать бок, а потом еще и еще раз. Уже через несколько дней, я, заходя в клетку, выпрямлялся во весь рост, наши отношения уже - это позволяли". Пусть не смутит вас этот пример, но в нем заключен тот же механизм, что действует и в общении между воспитателем и школьниками - механизм выравнивания общающихся. Равенство сказывается в том, что партнеры по общению, забыв о своих социальных, возрастных или других положениях, оказываются одинаково заинтересованными в разрешении какого-либо вопроса. Добиваясь равенства в общении, люди должны приспосабливаться друг к другу. Как только появляется то, что может объединить собеседников, общение начинает набирать силу. Отыскивается то, что может их сблизить. И первое, что делают даже незнакомые люди, - устанавливают этот общий интерес. Воспитателю следует продумать частоту воздействия на ребенка. Все дело в том, что мозг человека вообще и школьника в частности обладает тремя видами памяти: сверхкратковременной (информация хранится не более двух часов), кратковременной (информация хранится от двух часов до двух суток) и долговременной. Чрезмерная частота воздействий может привести к блокировке мозга школьника как партнера по общению. Беседы бывают разными: официальными и неофициальными. В ходе последних обсуждают вопросы личного характера, где оба партнера хотят высказать свое эмоциональное отношение к тому, о чем они говорят, дать или получить совет и т.д. Официальные (деловые) беседы обычно продумываются и готовятся педагогом заранее: о чем беседовать, какие при этом решать воспитательные задачи. Выбрать стиль общения, найти необходимую тональность, выдержать ее до конца разговора в соответствии с измерением и ситуацией, достичь желаемого эффекта - вот минимум задач, которые решает воспитатель в ходе беседы. От его умения организовать речевое взаимодействие со школьниками во многом зависит результативность его труда. Итак, прежде всего усилия воспитателя направлены на то, чтобы привлечь внимание школьников к правилам речевого поведения. "Чтобы верно оценивать и тонко чувствовать этикетные особенности поведения (своего и чужого), - пишет В.Е.Гольдин, - важно прежде сего научиться замечать их. Да, замечать! Трудность в том, что все обычное, постоянно встречающееся, будучи очень важным, как правило, реже привлекает к себе внимание, чем необычное". Речевое общение - это сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют и слова, и тон голоса, и жесты, и мимика, и телодвижения. Язык жестов, мимики, телодвижений называют языком невербального (несловесного) общения или обратной связью. Проявление языка телодвижений обусловлено импульсами нашего подсознания. Их непроизвольность. позволяет нам доверять этому языку больше, чем словесному. "Область чувств - эмоциональная сфера, - пишет П.В.Симонов, - не поддается прямому управлению. Эмоции, как и другие психические процессы человека, регулируются центрами головного мозга, выражаются в разнообразных двигательных актах - жестах, мимике, выразительных движениях тела, изменении голоса и речи". Отсюда совет, хотите узнать правду об эмоциональном состоянии человека - смотрите ему в лицо. Чтобы формировать у детей умение распознавать эмоциональные состояния собеседников, можно использовать разрезные шаблоны, театр "теней", кукольный театр и др., а также различные ролевые задания и игры. Только после того, как школьники узнали основные правила общения, следует познакомить их с запретами. Суть запретов, которые касаются культуры общения в том, чтобы предупредить неуважительное отношение к собеседнику, к его взглядам, помочь школьникам избежать конфронтации, противостояния, прийти к согласию и т.п. Запреты на: тонслова и выражениядоводы
обидныйгрубыес угрозами (запугиванием)
презрительныйоскорбляющиес искажением мысли собеседника
крикливыйнасмешливыепровоцирующие резкую реакцию
злойкатегоричные
Можно попросить школьников объяснить смысл каждой группы запретов, составить памятку "Культура общения. Запреты и рекомендации". Ребята с интересом выполнят такое задание, а их коммуникативные возможности значительно возрастут.
Категория: Выступления | Добавил: Gala (01.04.2010)
Просмотров: 1730 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Воскресенье, 19.05.2024, 16:52

Главная
Категории раздела
Выступления [5]
Поиск
Форма входа
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz