Персональный сайт учителя русского языка и литературы Кашаевой Галины
Каталог статей
Главная » Статьи » Выступления

Поговорим о вежливости
Классный час " Поговорим о вежливости…" (7 класс) Ребята! Сегодняшний вечер посвящен культуре поведения, иначе говоря этикету. Я как учитель русского языка и литературы, напомню вам что у слова "этикет" есть однокоренное слово "этикетка". Что же общего между двумя этими словами. И от того, как нам понравился этот "полномочный посол", во многом зависит отношение к его "хозяину" - самой вещи. А этикет? Этикет определяет, как человек обращается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Но ведь наши жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом тоже являются своеобразной этикеткой. Именно это прежде всего бросается в глаза. Но пожалуй не только, но и не столько это обстоятельство является самым главным. Воспитанность, хорошие манеры - не просто этикетка. Они прочно связаны с внутренней культурой человека. И плохой человек может быть хорошо воспитанным. Однако вы знаете, ребята, что нельзя бесконечно притворяться. Плохой человек в конце концов снимет маску. Мы с вами много времени проводим в школе, очень много общаемся друг с другом, устаем порой друг от друга, раздражаемся или, наоборот, радуемся встрече. Я часто думаю, что мы с вами одна большая и, я надеюсь, дружная семья. И очень важно нам с вами научиться быть тактичными по отношению друг к другу, доброжелательными, чтобы всем было уютно в классе, в школе, и тогда и науки будут даваться легче. Мы с вами уже провели ряд бесед о правилах поведения и продолжим их. И мы с вами обсуждали не только внешнюю сторону этого вопроса, но касались и внутренних мотивов нашего поведения. А сейчас продолжим вечер. Ведущая. Наш вечер будет состоять из двух частей: викторины "Умеем ли мы вести себя" и юмористической сценки "Урок вежества". Девиз сегодняшнего вечера - "Вежливость никому ничего не стоит, но дороже всего ценится". (Написать вопросы и ответы на отдельных карточках). Вопросы и ситуации к викторине: Ведущая. Я буду задавать вам вопросы, ребята. Кто ответить на большее количество вопросов, быстрее и точнее, будет объявлен мисс "Вежливость" или Рыцарем. Первая рубрика. Как мы здороваемся. 1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? 2. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? 3. С вами, наверное, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который вы ходите в школу. Но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? 4. Можно ли вместо "здравствуй" говорить "привет".5. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: "Здравствуйте, Светлана Михайловна". Не скажете ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, все в порядке? Рубрика № 2. К вам пришли гости. Ситуация 1. Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге они заспорили. За спором дошли до Алешиного дома, спор еще не окончен. Алеша предложил: "Пошли к нам, ребята. У меня есть книга, она поможет разрешить спор. И поедим, а то есть здорово хочется. - А мама ругаться не будет? - спросил один из мальчиков. - Ну что ты! Она у меня не такая! Дверь открыла Алешина мама. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. Она стирала. - Вы уж извините, ребята, - у нас беспорядок. Я приготовлю вам что-нибудь перекусить. Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева их уговаривали остаться. всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом? Ситуация 2. В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: Входите, открыто! На пороге появилась Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно, знакомы. Но… Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или оставить. Можно ли спросить, зачем пришла Марина? А если ей нужна книга, которую придется долго искать? Как поступить? Ситуация 3. Скоро в школу. Уроки еще не сделаны. А мама просила начистить картошки и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмется за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И не уходят. Поиграли в "Денди". Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приемы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни. Домой их отправить! Как быть с домом хозяина? А уроки? А мамина просьба? Рублика 3. Как мы ездим в транспорте. Ситуация 1. На сиденье в автобусе мальчик и девочка. Он у окна, она - со стороны прохода. Подошла женщина с ребенком. Кто должен предложить ей место? Одни говорят мальчик, потому что он мальчик. Другие говорят, нет, девочка, потому что женщине неудобно проходить к окну. А вы как считаете? Ситуация 2. На улице уже по-вечернему прохладно. Ты в автобусе, на тебе теплый свитер, тебе жарко. Тебе очень хочется открыть окно, тем более в автобусе и народу немного: сзади сидят лишь седенькая бабушка и краснощекий малыш со своим папой. Можно ли это сделать. Ситуация 3. Никита захватил удобное сиденье, устроился основательно и закричал: "Папа, или скорее, я тебе место занял!" Отец подошел, наклонился к уху сына и что-то сказал. Что? Рубрика 4. Понемногу о разном. 1. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили? 2. На вечере мальчик потанцевал с девочкой. Он ей говорит: "Спасибо". Правильно? А что должна сказать или сделать девочка? 3. К старшей сестре пришла подруга, она учится на зубного врача. Мы пили чай. Я вспомнил и говорю: "Посмотрите, какая у меня в зубе здоровая дырка". И показал. Сестра меня потом чуть ли не съела, мама жаловалась, что я невоспитанный. А что я такого сделал? 4. Правда ли, что если кто-то чихнет, нельзя говорить: будьте здоровы". А многие говорят… А как верно? 5. Вот если тебе принесли подарок, такой завернутый, можно его развернуть и посмотреть. Я читала, что можно, а бабушка говорит, нельзя, ты, мол, свою жадность показываешь. Так что: смотреть или не смотреть? 6. Один мальчик на вечере пригласил меня танцевать. Я говорю: "Нет. я не буду". Он говорит: "Почему?" Я не знаю, должна ли я ему объяснять или нет. 7. Как правильно есть зеленый горошек? Накалывать горошинки на вилку или вилкой их подбирать? Ведущий. Я вам задала 18 вопросов, а могло бы их быть сто. И чтобы на них ответить, нужно знать общепринятые нормы и правила поведения. 1. Тарелку с супом не следует наклонять ни к себе, ни от себя, потому что… 2. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как… 3. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а во-вторых… 4. Размахивать изо всех сил руками рассказывая о чем-нибудь не стоит, так как вы можете при этом… Ведущий. А теперь наша счетная комиссия подведет итоги, кто же стал победителем викторины. Ведущий. А теперь приглашаем Вам на просмотр пьесы из старинной жизни "Урок вежества". Но сначала я должна вам пояснить, что до 16 века в русском языке широко употреблялось слово "вежа". Вежа - от слова "ведать", "знать". Вежа - человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда - вежливость, вежливый, невежа. Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили "вежеству" в школах наряду с грамотой и молитвами. Место действия - церковно-приходская школа. Действующие лица и исполнители: 1. Учитель - 2. Дежурный - 3. Егорий - 4. Никита - 5. Порфирий - Учитель. Ребята! Некоторые слова в тексте, возможно, на первый взгляд покажутся вам незнакомыми. Но вдумайтесь в них получше, и вы обязательно поймете их смысл, потому что это слова древнего русского языка. Дежурный. Аз, раб учителя моего. Зрю тя, благодетеля своего, Пришедша поучения ради в школу к нам. Сего ради простираю слова к вам: Благословите у нас, смиренных, сести И повесть нам благие вести. Учитель. Помолясь, приступим, отроки. Первее всего - склады (слоги) Буки-аз-ба; веди-аз-ва; глагол-аз-га; добро-аз-да; живете-аз-да, земля-аз-за; люди-ла; мыслете-аз-ма… Учитель. Егорий! Лукавство твое зрю и разумею. Рыба яко рот открываешь без звучания. Склады дома долбил ли? Егорий. Долбил, батюшка, долбил. Как бог свят, долбил. Веди-аз-га, живете-аз-ма. Учитель. Поди сюда, ленивый отроче! Что сие есть? Егорий. Наставительница ленивых вразумительница лукавых! Учитель. Для чего сей предмет многополезнейший предназначен? Егорий. Розга ум вострит, память возбуждает и волю злу ко благу направляет… Простите, батюшка-учитель, нечистый попутал… Егорий. Простите. Запамятвовал я: мать намедни наказала сказати, что горшок каши пришлет и гривну денег… Учитель. Прощаю тебе нерадивость твою. Страницу псалтыри задолбишь к завтрему. Учитель. Во училище како долженствуют пребывать дети? Дудочника - Долженствуют любити молчание. Рустин - Никаким шептанием и беседами невежливыми не прерывати чтения. Ерошкина - Всегда прилежно учиться готовы да слушают. Учитель. Никита, Степанов сын, приблизься с почтением! Никита. Гражданство обычаев детских. Учитель. Кому долженствует честь первую воздавать? Никита. Родителям, кои на свет нас породили и ради нас много труды и скорби приняли, и учителям, кои мысли наши с великими трудами учат и чистят. Учитель. Что творить надлежит детищу, если кто достойный чести встанет? Никита. С пути уступити, шапку честно сняти, поклонися. Учитель. Борзо, зело борзо, отрок! Како беседует детище с большими? Никита. Честно и кротко. Не отходить от них, пока отпущен не будет. Учитель. На лавку садися. А ты ответствуй, Порфирий, какой долженствует быть голос? Порфирий. Приятны и тихи, батюшка-учитель, некрикливы. Учитель. Почто вопишь, дубинушка неразумная? Почто пучиглазишься? С пасхи уж кой день долблю вам, какая вещь в беседовании мерзка бывает. Ответствуй, дубинушка, наказание божие для родителей. Порфирий. Негоже лицо разными подобиями изменяти, нос смарщивати, чело навесити, брови подвышати, уста разевати, власами трясти, без нужды кашляти, покрякивати, в ушах ковыряти, нос вытирати, тыл у главы чесати, с ноги на ногу шататися яко журавль. Учитель. Будет. На место ступай. На том уроку конец Словам моим учительским внимайте: книги замыкайте, с молитвою старосте сдавайте. Когда отпущу вас, до дому своего со смирением идите, шуток и кощунств, пихания друг друга и биения остерегайтесь, не долженствует вам вопити и мятеж творити, аки кони взыграющи.
Категория: Выступления | Добавил: Gala (01.04.2010)
Просмотров: 5373 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Kisksnanyww  
0
http://kulinar-profi.ru/ - http://kulinar-profi.ru
http://BL-STROITEL.RU/ - http://BL-STROITEL.RU
http://LEGKO-STROI.RU/ - http://LEGKO-STROI.RU
http://nashe-stroitelstvo.ru/ - http://nashe-stroitelstvo.ru
http://myartikle.ru/ - http://myartikle.ru

1 mpdekvbq  
0
http://nedu645.narod2.ru В программу Rylstim Budget включены весь необходимые возможности для управления деньгами: господство счетами и категориями и др.

Имя *:
Email *:
Код *:
Воскресенье, 19.05.2024, 19:38

Главная
Категории раздела
Выступления [5]
Поиск
Форма входа
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz