Из
опыта работы классного руководителя
6-го
А класса Кашаевой Галины
Владимировны
Выступление
на педагогическом совете
"Воспитание ХХI века:
проблемы и пути их решения"
Тема выступления:
"Школьник и телемания"
Никакое
общество, сколь бы могучим и молодым оно ни представлялось себе, не сможет
долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и
уставов своего народа. Это все равно, что, подрубив корни, уповать на ветви.
В.Распутин
Телевидение – пена цивилизации, сверкающая
ядовитыми красителями.
В.Г. Кротов
Оглянитесь вокруг себя! И вы увидите, что кругом
идет ожесточенная Борьба людей за власть, за обладание, за наживу, за место в
обществе, за превосходство в чем-то, за свободу, за территорию и т.д.
В этой борьбе некоторые используют средства,
дозволенные и, чаще недозволенные, не останавливаясь ни перед чем, используют
свою силу, хитрость и коварство в борьбе со своими соперниками, мошенничество,
подлог и даже убийство.
Прочтите газеты, посмотрите новости по ТВ, послушайте
последние известия по радио, всмотритесь внимательно в сюжеты сериалов. И
каждый день нам сообщают криминальные истории среди высших чиновников и
депутатов, разные разоблачения, убийства, грабежи, и многие другие страшные
истории.
"Ведь это же в мире", - скажете вы. Но
школа не отделима от общества и несет в себе все те явления, включая
негативные, которые происходят в стране. Наряду с высокими результатами
учебного процесса, активной общественной жизнью в школе можно наблюдать и такие
частые явления, как драки, разборки, взрывы петард, порча школьного имущества,
игры с газовыми баллончиками.
Откуда это стремление к негативному в наших
школьниках. Однажды при изучении темы "Наклонения глагола" я
предложила ученикам высказывание на тему: "Если бы ты оказался на
необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы
твоя жизнь была интересной и не скучной?"
Ожидала, что все как один ответят:
"Книгу", "Фут. мяч", "Фотоаппарат, оружия труда",
"Любимую игрушку", "Кроссворды". Но увы… Таких ответов было
немного, а подавляющее большинство ответили: телек, компьютер, телевизор.
"Да, ребенок стал большой, по мнению
родителей. Но у него нет умения быть один на один с самим собой. Он
бесконтрольно проводит свое свободное время. Придя из школы, занимается чем
угодно, абсолютно не контролируя себя.
Но самое главное – он не умеет общаться с самим
собой, ему нужен еще кто-то, и этот "кто-то" – конечно же, телевизор.
По мнению многих родителей, как только ребенок
переступает порог дома, телевизор становится его полновластным хозяином, вплоть
до прихода родителей с работы.
Как помочь ребенку и семье бороться с
зависимостью от телевизора? А ведь она совсем небезопасна!
Я поняла, что разговор должен состояться. И
решила провести родительское собрание и
классный час на тему "Телевидение и пятиклассник". Выбрала
форму проведения классного часа –
разговор по душам, собрания – обмен мнением.
У нас уже состоялся разговор о роли домашнего
задания, о проблемах подросткового возраста, о дружбе, о многом другом.
Задачи
собрания:
1. Обратить внимание родителей на достоинство и
недостатки общения ребенка с телевизором.
2. Показать влияние телепросмотров на физическое
и психическое состояние ученика.
Подготовительная
работа к собранию.
1. Анкетирование детей и родителей.
2. Составление телепрограммы класса и изучение ее
с помощью психолога.
Анкетирование
учеников:
1. Сколько раз в неделю ты сморишь телевизор?
2. Ты смотришь телевизор один или с семьей?
3. Ты любишь смотреть все подряд или
предпочитаешь какие-то отдельные передачи.
4. Если бы твоим родителям посмотреть интересный
фильм, или совершить с тобой прогулку, или просто посидеть поговорить, что бы
они предпочли?
Составление
телепрограммы класса.
Ребята составляют телепрограмму не неделю,
включая в нее те передачи, которые они смотрят. Психолог проводит анализ
времени, который пятиклассники тратят на телевизор.
Как правило ребята смотрят развлекательные
фильмы, детективы, фантастику, боевики, ужасы, приключения, фильмы про шпионов
и воров.
Такие неконтролируемые взрослыми нередко приводят
к нежелательным последствиям:
- дети приучаются к поверхностному восприятию
жизни, становятся пассивными и интеллектуально ленивыми;
- под влиянием поведения и действием героев
фильма слабеет собственная энергия и творческая сила ребенка;
- при просмотре развлекательных фильмов и
передачи, дети не прилагают умственных усилий, в связи с этим снижается уровень
понимания ребенка, уменьшаются острота его восприятия и способность к
логическому мышлению;
- со временем в детском характере появляются ложь
и скрытность, ребенок привыкает к пустому проведению времени и сидению перед
экраном;
- передачи фильма низкого морального уровня, учат
детей агрессивности, совершению неблаговидных поступков и в конечном счете способствуют снижению
моральных устоев;
- низкопробные фильмы влияют на физическое
состояние ребенка: у него портится зрение, слабеет нервная система, начинаются
частые простуды;
- фильмы низкого уровня несут откровенное зло,
т.к. показывают неблаговидные и преступные действия как нормальное поведение
человека. Дети пытаются подражать таким мнимым кумирам…
Но не для кого не секрет, что телевидение несет в
наш дом не только зло. Очень много полезного,
поучительного и нужного может дать ребенку просмотр некоторых фильмов и
передач. Просто важно помочь найти их среди огромного количества ненужного
материала. Итак, остановимся на некоторых советах
о том, как привлечь телевидение на пользу детей:
1. Постарайтесь заранее узнать о чем фильм,
прежде чем ребенок сядет за его просмотр.
2. Не проводите сами все свободное время за
телевизором, не смотрите все подряд передачи и фильмы.
3. Не позволяйте ребенку долго смотреть
телевизор, старайтесь занять его другими развлечениями, более полезными для
здоровья.
4. Приучайте ребенка смотреть фильмы
познавательные, научно популярные, исторические, которые расширяют кругозор и
учат думать. Рекомендуется смотреть их вместе с ребенком, чтобы вовремя
объяснить ему непонятные моменты, а затем обсудить увиденное.
Что
делать в сложившейся ситуации, как нужно поступать взрослым, чтобы телемания не
ухудшила здоровье детей? Возможно, просто запретить просмотр телепередач
или ограничить ребенка определенными программами.
А
что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре передачи нечто положительное? Вот мнения
детей:
1. Возможность расслабиться, забыть ежедневные
проблемы, уйти от страхов и переживаний.
2. Возможность найти ответы на вопросы, которые
не можешь получить от взрослых из-за их занятости.
3. Возможность понять с помощью телевизора,
"Что такое хорошо и что такое плохо?".
4. Развитие познаний и повышение культурного
уровня.
5. Развитие воображения и фантазии.
Необходимо
помнить о том, что влияние телевидения на психику детей
резко отличается от его влияния на взрослых. К примеру, младшие школьники и
учащиеся 5-6-х классов не всегда могут четко определить, где – правда, а где –
ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране, ими легко
управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12-и лет ребята
начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят по телевизору.
Негатив, который часто представлен на кране вызывает у ребенка желание,
попробовать то, что он увидел (к примеру, ученик 6-го класса Ламкин Вася и его
телефонный терроризм).
По окончании кл. часа и род. собрания дети и
родители получают памятки ,а мудрые
мысли вывешиваются в классе на стенде.
В заключение хочется заметить: если изо дня в день ребенок наблюдает вокруг себя
хамство и грубость, обман и безразличие, хамелеонство и двурушничество, если
родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок
с детства учится рисовать только черными красками, как бы ни старалась школа и
педагоги – помочь такому ребенку жить по законам добра – трудно.
Да, промедление может обернуться чем угодно, ибо
время приносит как зло, так и добро, как добро, так и зло (Макиавелли).
Для себя и как учитель литературы и классный
руководитель ставлю перспективой проведение классных часов и встреч с
родителями на тему "Книга в жизни
человека" и мечтаю о том, что
когда-нибудь мои ученики скажут о себе: "Всего, чего я достиг в жизни,
стало возможным благодаря книге".
|