Персональный сайт учителя русского языка и литературы Кашаевой Галины
Каталог статей
Главная » Статьи » Выступления

"Школьник и телемания"

Из опыта работы классного руководителя

6-го А класса Кашаевой Галины

Владимировны

 

Выступление

на педагогическом совете

"Воспитание ХХI века:

проблемы и пути их решения"

 

Тема выступления: "Школьник и телемания"

 

Никакое общество, сколь бы могучим и молодым оно ни представлялось себе, не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и уставов своего народа. Это все равно, что, подрубив корни, уповать на ветви.

В.Распутин

 

Телевидение – пена цивилизации, сверкающая ядовитыми красителями.

В.Г. Кротов

 

Оглянитесь вокруг себя! И вы увидите, что кругом идет ожесточенная Борьба людей за власть, за обладание, за наживу, за место в обществе, за превосходство в чем-то, за свободу, за территорию и т.д.

В этой борьбе некоторые используют средства, дозволенные и, чаще недозволенные, не останавливаясь ни перед чем, используют свою силу, хитрость и коварство в борьбе со своими соперниками, мошенничество, подлог и даже убийство.

Прочтите газеты, посмотрите новости по ТВ, послушайте последние известия по радио, всмотритесь внимательно в сюжеты сериалов. И каждый день нам сообщают криминальные истории среди высших чиновников и депутатов, разные разоблачения, убийства, грабежи, и многие другие страшные истории.

"Ведь это же в мире", - скажете вы. Но школа не отделима от общества и несет в себе все те явления, включая негативные, которые происходят в стране. Наряду с высокими результатами учебного процесса, активной общественной жизнью в школе можно наблюдать и такие частые явления, как драки, разборки, взрывы петард, порча школьного имущества, игры с газовыми баллончиками.

Откуда это стремление к негативному в наших школьниках. Однажды при изучении темы "Наклонения глагола" я предложила ученикам высказывание на тему: "Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и не скучной?"

Ожидала, что все как один ответят: "Книгу", "Фут. мяч", "Фотоаппарат, оружия труда", "Любимую игрушку", "Кроссворды". Но увы… Таких ответов было немного, а подавляющее большинство ответили: телек, компьютер, телевизор.

"Да, ребенок стал большой, по мнению родителей. Но у него нет умения быть один на один с самим собой. Он бесконтрольно проводит свое свободное время. Придя из школы, занимается чем угодно, абсолютно не контролируя себя.

Но самое главное – он не умеет общаться с самим собой, ему нужен еще кто-то, и этот "кто-то" – конечно же, телевизор.

По мнению многих родителей, как только ребенок переступает порог дома, телевизор становится его полновластным хозяином, вплоть до прихода родителей с работы.

Как помочь ребенку и семье бороться с зависимостью от телевизора? А ведь она совсем небезопасна!

Я поняла, что разговор должен состояться. И решила провести родительское собрание и классный час на тему "Телевидение и пятиклассник". Выбрала форму  проведения классного часа – разговор по душам, собрания – обмен мнением.

У нас уже состоялся разговор о роли домашнего задания, о проблемах подросткового возраста, о дружбе, о многом другом.

Задачи собрания:

1. Обратить внимание родителей на достоинство и недостатки общения ребенка с телевизором.

2. Показать влияние телепросмотров на физическое и психическое состояние ученика.

Подготовительная работа к собранию.

1. Анкетирование детей и родителей.

2. Составление телепрограммы класса и изучение ее с помощью психолога.

Анкетирование учеников:

1. Сколько раз в неделю ты сморишь телевизор?

2. Ты смотришь телевизор один или с семьей?

3. Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи.

4. Если бы твоим родителям посмотреть интересный фильм, или совершить с тобой прогулку, или просто посидеть поговорить, что бы они предпочли?

Составление телепрограммы класса.

Ребята составляют телепрограмму не неделю, включая в нее те передачи, которые они смотрят. Психолог проводит анализ времени, который пятиклассники тратят на телевизор.

Как правило ребята смотрят развлекательные фильмы, детективы, фантастику, боевики, ужасы, приключения, фильмы про шпионов и воров.

Такие неконтролируемые взрослыми нередко приводят к нежелательным последствиям:

- дети приучаются к поверхностному восприятию жизни, становятся пассивными и интеллектуально ленивыми;

- под влиянием поведения и действием героев фильма слабеет собственная энергия и творческая сила ребенка;

- при просмотре развлекательных фильмов и передачи, дети не прилагают умственных усилий, в связи с этим снижается уровень понимания ребенка, уменьшаются острота его восприятия и способность к логическому мышлению;

- со временем в детском характере появляются ложь и скрытность, ребенок привыкает к пустому проведению времени и сидению перед экраном;

- передачи фильма низкого морального уровня, учат детей агрессивности, совершению неблаговидных поступков  и в конечном счете способствуют снижению моральных устоев;

- низкопробные фильмы влияют на физическое состояние ребенка: у него портится зрение, слабеет нервная система, начинаются частые простуды;

- фильмы низкого уровня несут откровенное зло, т.к. показывают неблаговидные и преступные действия как нормальное поведение человека. Дети пытаются подражать таким мнимым кумирам…

Но не для кого не секрет, что телевидение несет в наш дом не только зло. Очень много полезного, поучительного и нужного может дать ребенку просмотр некоторых фильмов и передач. Просто важно помочь найти их среди огромного количества ненужного материала. Итак, остановимся на некоторых советах о том, как привлечь телевидение на пользу детей:

1. Постарайтесь заранее узнать о чем фильм, прежде чем ребенок сядет за его просмотр.

2. Не проводите сами все свободное время за телевизором, не смотрите все подряд передачи и фильмы.

3. Не позволяйте ребенку долго смотреть телевизор, старайтесь занять его другими развлечениями, более полезными для здоровья.

4. Приучайте ребенка смотреть фильмы познавательные, научно популярные, исторические, которые расширяют кругозор и учат думать. Рекомендуется смотреть их вместе с ребенком, чтобы вовремя объяснить ему непонятные моменты, а затем обсудить увиденное.

Что делать в сложившейся ситуации, как нужно поступать взрослым, чтобы телемания не ухудшила здоровье детей? Возможно, просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами.

А что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре  передачи нечто положительное? Вот мнения детей:

1. Возможность расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний.

2. Возможность найти ответы на вопросы, которые не можешь получить от взрослых из-за их занятости.

3. Возможность понять с помощью телевизора, "Что такое хорошо и что такое плохо?".

4. Развитие познаний и повышение культурного уровня.

5. Развитие воображения и фантазии.

Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от его влияния на взрослых. К примеру, младшие школьники и учащиеся 5-6-х классов не всегда могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране, ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12-и лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят по телевизору. Негатив, который часто представлен на кране вызывает у ребенка желание, попробовать то, что он увидел (к примеру, ученик 6-го класса Ламкин Вася и его телефонный терроризм).

По окончании кл. часа и род. собрания дети и родители получают памятки ,а мудрые мысли вывешиваются в классе на стенде.

В заключение хочется заметить: если  изо дня в день ребенок наблюдает вокруг себя хамство и грубость, обман и безразличие, хамелеонство и двурушничество, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок с детства учится рисовать только черными красками, как бы ни старалась школа и педагоги – помочь такому ребенку жить по законам добра – трудно.

Да, промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит как зло, так и добро, как добро, так и зло (Макиавелли).

Для себя и как учитель литературы и классный руководитель ставлю перспективой проведение классных часов и встреч с родителями на тему "Книга в жизни человека" и мечтаю о том, что когда-нибудь мои ученики скажут о себе: "Всего, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге".

Категория: Выступления | Добавил: Gala (26.11.2009)
Просмотров: 1646 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Воскресенье, 19.05.2024, 17:31

Главная
Категории раздела
Выступления [5]
Поиск
Форма входа
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz